О посте

1385657793

ДЛЯ ЧЕГО МЫ ПОСТИМСЯ?

Во-первых, пост служит необходимым средством к нашему единению с Богом, так как он окрыляет нашу душу и делает ее способной к сосредоточенной молитве и покаянию.

Во-вторых, пост является спасительным орудием к одолению искушений от диавола, который изгоняется только молитвою и постом (Мф. 17, 21). Он помогает нам бороться с гу­бительным недугом нашего времени — своево­лием, со страстями, похотями, греховными же­ланиями. Пост погашает пламень зависти, раздражительности и гнева, истребляет вели­чавую надменность, уничтожает мечтательные тщеславные помыслы.

В-третьих, пост — это определенное служе­ние Богу, поскольку через наше воздержание мы воздаем Господу должную почесть. Ведь именно воздержание служит Богу той малой данью, которую мы можем принести Ему за со­вершенные нами прегрешения.

И, в-четвертых, пост делает нас соучастни­ками в страданиях, крестной смерти и славе Богочеловека. Святой Амвросий Медиоланский говорит: «Желая быть христианином, по­ступай так же, как поступал Христос. Он, не имея греха, постился 40 дней, а ты, грешник, не хочешь поститься… пресыщаешься в то вре­мя, когда Христос за тебя алкал».

ПОСТ ТЕЛЕСНЫЙ И ДУХОВНЫЙ

Пост телесный непременно требует и по­ста духовного. В этом союзе и состоит пол­ный, истинный пост, который возводит постя­щихся к общению с Господом, очищая и освящая тело строгим воздержанием от пищи и пития, а душу — молитвой, душеполезным чтением и другими добродетелями. Один пост телесный без поста духовного ничего не дает для спасения души.

Без молитвы и покаяния, без воздержания от страстей и пороков, искоренения злых дел, прошения всех обид, воздержания от супруже­ской жизни, исключения увеселительных меро­приятий и просмотра развлекательных теле­программ, без размышлений о путях своего духовного развития пост становится всего лишь диетой.

Воздержание от пиши нужно для того, что­бы ослабить силу плоти и сделать ее послуш­ной человеку. В пост нужно стараться обуздать свой гнев, приучиться к кротости, снисходи­тельности, обрести сокрушенное сердце, испы­тать свою совесть.

Но следует помнить, что пост не есть голо­дание. Голодают и диабетики, и йоги, и заклю­ченные в тюрьме, и просто нищие. Нигде не го­ворится о посте изолированно, как о неядении мяса и прочего. Хорошо сказано об этом в Триоди Постной: «Постимся, братия, телесно, постимся и духовно». Следовательно, пост только тогда имеет религиозный смысл, когда он соединен с: духовным деланием и имеет бо­гоугодные цели.

РАССУДИТЕЛЬНОСТЬ В ПОСТЕ

В чем должен состоять телесный пост кон­кретно для каждого? Здесь нельзя дать одно­значного ответа. Главное, поститься нужно благоразумно, рассудительно, исходя из наших телесных сил и помня мудрое изречение пре­подобного Амвросия Оптинского, что мы «не телоубийцы, а страстоубийцы».

Каждый должен определить себе меру по­ста, советуясь со своим духовным наставни­ком, учитывая свою телесную крепость и со­стояние здоровья. Так, например, пожилым, больным людям, детям, а также беременным женщинам разрешается ослабить пост. Также бывают случаи, когда при тяжелом физичес­ком труде или при большом недостатке про­дуктов, или находясь в путешествии христиа­нин не может соблюдать обычные нормы поста в питании. Зато он может усилить молитву и свое сокрушение о грехах, отказаться от вся­ких развлечений, от сладостей и лакомых блюд, или будет поститься хотя бы в среду и в пятницу. Словом, пусть в той или иной мере все же приобщится к посту.

Следует отметить, что о конкретных мерах послабления следует посоветоваться со священником и испросить на это его благослове­ние. И если по немощи приходится ослаблять установленную Церковью норму поста, нужно постоянно в молитве просить за это прошения у Господа: «Господи, прости меня, что я по не­мощи своей нарушил (или нарушила) святой пост».

С другой стороны, надо помнить, что не­прилично кающемуся и скорбящему о своих грехах есть постом много и вкусно, хотя бы и постные блюда. Можно сказать, что поста не будет, если постящийся будет вставать из-за обильного стола с чувством переполненного желудка. Общее правило умеренности в воз­держании состоит в том, чтобы каждый сооб­разно с силами, состоянием тела и возрастом вкушал столько пиши, сколько нужно для под­держания здоровья тела, а не сколько требует желание насытиться.

Поэтому для поста, как и для всякой добро­детели, нужна рассудительность. Крайности, как говорят святые отцы, с той и другой сторо­ны равно вредны — будь то излишество поста или пресыщение чрева. Причем неумеренное воздержание часто вреднее пресыщения, так как может внушить человеку чувство гордости и полностью извратить смысл поста. Вместе с тем пост — это не обряд, а тайна души чело­веческой, которую Господь велит скрывать от других. Поэтому нужно бояться всякого выяв­ления своего отличия от окружающих и уметь благоразумно скрывать от них свой подвиг и свои лишения.

Источник: http://pravoslavie.ssau.ru/?page=37